starina_mike

Categories:

Прогулка по Новодевичьему монастырю.

Подписывайтесь! Мы говорим о красоте, истории, тайнах и загадках, приключениях и открытиях!

Вчера бродил вокруг Новодевичьего монастыря и сделал несколько фоток. Представляю их вам. К сожалению, сам монастырский комплекс сейчас частично в лесах, внутри ведутся строительные работы – так что получилось не очень шедеврово.

А вы знаете историю монастыря?

Новодевичий монастырь, ноябрь 2019. Больше картинок в моем Инстаграме @starin_mike https://www.instagram.com/starina_mike/
Новодевичий монастырь, ноябрь 2019. Больше картинок в моем Инстаграме @starin_mike https://www.instagram.com/starina_mike/

Основать его всея Руси самодержец Василий третий побожился еще в мае 1514 года в случае успешного взятия Смоленска. 

Заложить новую обитель Великий князь хотел на Девичьем поле, где еще встарь отбирали русских невольниц для передачи татарам в качестве дани.  И посвятить монастырь он обещал Богородице Одигитрии (Наставнице), фамильной иконе, привезенной его матерью  Софией Палеолог и написанной, по преданию, еще евангелистом Лукой.

Смоленск после непродолжительной осады и интенсивного артобстрела из крупнокалиберных пушек князю сдался, но выполнять свой обет Василий не торопился… Видать ждал подходящего случая.

И случай подвернулся – через десять лет. Василию на глаза попалась юная, шестнадцатилетняя Елена Глинская, дочь мятежного литовского князя. Красавица-литвинка (впрочем, Елена была славянских коней) очаровала сорокапятилетнего Василия, да и он ей, видимо, приглянулся. Препятствие было лишь одно - первая супруга монарха, бездетная Соломония. На Руси тогда европейские обычаи еще не прижились, но будучи достойным наследником византийских базилевсов, Василий решил вопрос с византийским же изяществом. Бездетную супругу решено было срочно отправить в монастырь. Темных противников просвещенного либерализма и разводов, в лице митрополита Варлаама, Максима Грека и иже с ними отправили осознавать свои ошибки подальше от столицы. А Варлаама даже, впервые в нашей истории, лищшили сана. Но вот беда – в абы какой монастырь царицу не отправишь. Слухи пойдут, сплетни, сторонники отвергнутой нарисуются. И тут самодержец вспомнил про свой обет, данный под Смоленском…

Была торжественно основана новая обитель. На нее было пожертвовано из казны 3000 рублей (по тем временам – деньги немалые, лошадь стоила меньше полутора рублей) и вскоре уже состоялся тордественный крестный ход, и Смоленская икона была перенесена в норвую обитель.

Впрочем, царица насельницей обители стать так и не успела, она закончила свой земной путь в Покровском монастыре Суздаля, но вот для насельниц самого Покровского монастыря пребывание в нем Соломонии-Софии стало крупным шагом по карьерной лестнице. 

Первой настоятельницей монастыря стала вызванная специально для этого из Суздаля старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь.

Уже при её жизни родственницы высокопоставленных дам, отправленных в обитель, несмотря на строгий монастырский устав,  превращали порой обитель в подобие светской тусовки, приезжая туда со своими слугами, устраивая обеды во внеурочное время…  В своем завещании, легшим в последствии в основу устава монастыря, Елена запрещает проживание мирянок в кельях, а насельницам запрещается держать при себе слуг и вкушать не монастырску пищу. 

С тех пор так и повелось – монастырь стал местом принудительно-добровольной (а иногда и вправду добровольной) ссылки девиц и дам благородных кровей. Здесь куковали вдова брата Ивана Грозного, Иулиания Углицкая, Ирина Годунова, сестра будущего царя Бориса, а в дальнейшем и сестра Петра София, и его первая жена  Евдокия Лопухина (Романов охотно взял на вооружение технологии предшествующей династии) и многие, многие другие…

В 1571 году монастырь был сожжен при нападении крымских татар во главе с  Девлетом I Гераем. Вскоре Годунов решил превратить его в крепость – были построены мощные оборонительные стены и размещен гарнизон стрельцов.

В конце XVI — начале XVII века в монастыре проживали 122 старицы, из которых 20 были княгинями и боярынями знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Беклемишевы, причём всем насельницам выплачивалось содержание из царской казны.

До Октябрьское революции монастырь оставался официальной государственной обителью, здесь действовали и школа для девочек-сирот, различные богоугодные учредждения, в крестных ходах участвовали государи российские.

Уже с 19 века на территории монастыря и рядом с ним стали хоронить бывших при жизни высокопоставленными, прославленными и просто очень богатыми покойников. Это положило начало известному Новодевичьему кладбищу, роль которого не изменилась и в наше время. 

В советское время обитель была разогнана (впрочем – не сразу, какое-то время она просуществовала в виде «коллективной сельхозартели»). В 1996 году монашеская жизнь в стенах Новодевичьей обители (Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь) была возрождена.

Подробнее на моих страничках: https://www.instagram.com/starina_mike/  или zen.yandex.ru/id/5ca077e6b59e2e00b3fcbdb0


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic