starina_mike

Categories:

Портал в прошлое: Углич.


В России есть множество мест, спорящих своей древностью и красотой с европейскими. Одно из таких мест – ныне небольшой город Углич с более чем тысячелетней историей. Это сейчас Углич небольшой городок, а когда-то он считался «запасной столицей» русских царей. Недаром именно сюда был отправлен царевич Дмитрий со своей матерью, с убийством (или смертью) которого связана одна из самых загадочных историй российской государственности. Город расположен недалеко от Москвы, всего в 200 с небольшим километрах или трех часах езды на машине по Ярославскому и Угличскому шоссе. В древние времена путь, конечно, был куда как дольше – но все равно проходил по хорошо освоенной, защищенной монастырями-крепостями местности.

Преображенский собор Угличского кремля
Преображенский собор Угличского кремля

Считается, в соответствии с угличской Серебренниковской летописью, что Углич был основан родичем княгини Ольги Яном Плесковичем, который был послан в эти края для описания и подчинения многочисленного жившего здесь народа. В 937 году, который многие считают годом основания города, княжеский посол был еще язычником, христианство он принял вместе с княгиней Ольгой гораздо позже. Ему приглянулось место в «углу» - на резком повороте Волги, где он и решил основать свою резиденцию.

В 1148 году князь Юрий Долгорукий отстаивал здесь свое право на власть в битве с Киевскими, Новгородскими и Смоленскими князьями. Именно будущий основатель Москвы и принял решение о значительном укреплении города – Углич тогда стоял в стратегическом месте на торговых путях к Белоозеру, в камскую Болгарию, на Каспий. Упоминание об этой битве является первым достоверным упоминанием города в историческом документе – Ипатьевской летописи. Сведения Серебренниковской летописи непонятно откуда взяты – поэтому рассматриваются с некоторым сомнением. Однако понятно, что к моменту битвы здесь уже был город, по которому именовалось и поле битвы.

Из-за близости водохранилища, в мороз Углич часто одевается в серебро
Из-за близости водохранилища, в мороз Углич часто одевается в серебро

С 1218 года город был центром Угличского княжества, не раз впоследствии становившегося предметом раздоров между Москвой, Тверью, Ростовом и Ярославлем. Именно под Угличем была построена и потом сплавлена по Волге «разборная» деревянная крепость, с помощью которой Иван Грозный взял Казань – об этом я расскажу в одном из следующих выпусков.

Наибольшего расцвета удельный город добился при князе Андрее Васильевиче Большом: здесь выросли ремесленные слободы, монастыри и церкви, были укреплены стены. Однако непокорность Андрея своему брату Ивану III Васильевичу – Ивану Великому и его притязания на великокняжий престол вынудили Ивана вызвать брата в Москву, схватить и заключить в темницу, как и его сыновей. Углич же был навсегда присоединен к Москве и стал считаться вотчиной московских князей. Он стал как бы «запасной столицей».

Именно поэтому сюда, под надзор верных людей Бориса Годунова, был сослан наследник престола царевич Дмитрий со своей матерью и свитой. Здесь в мае 1591 года он и погиб (или же, по одной из версий, его подменный двойник), именно здесь кончилась древняя эпоха Рюриковичей, и началось Смутное время, так похожее на то, в котором мы живем сегодня.

Церковь Дмитрия на крови. Одна из самых кровавых вех русской истории.
Церковь Дмитрия на крови. Одна из самых кровавых вех русской истории.

Углич издревле являлся одним из «ключей» к Москве, а потому подвергался разорению. В Смутное Время был разрушен поляками Сапеги. Весной 1611 года город был осажден поляками под предводительством Лисовского и Островского. Паны знатно погуляли в окрестностях – сжигали монастыри вместе с монахами – есть неподалеку много могил замученных в то время, одно из таких памятных мест – в красивейшем Архангельском бору, у собора Михаила Архангела, километрах в десяти от города, сжигали деревни, вешали крестьян. Взять хорошо укреплённый город с наскока – не получалось: Угличский воевода мог собрать до 4000 войска, из которых постоянная сотня московских стрельцов были профессионалами в ратном деле, тысяча стрельцов Угличских – тоже считались опытными ратниками. Однако, среди осажденных нашелся предатель. Подкупленный поляками он открыл ночью ворота города – и один из богатейших городов Руси превратился в руины. Угличане сопротивлялись отчаянно, последние из них были заживо сожжены в старом Спасо-Преображенском соборе, где они пытались найти спасение. Те кто возвратился на место были подвергнуты истреблению еще раз – в 1615.

Церковь Архангела Михаила в Архангельском бору недалеко от Углича.
Церковь Архангела Михаила в Архангельском бору недалеко от Углича.

От города осталось несколько сот жителей, первые цари династии Романовых специально переселяли сюда жителей Москвы, Ростова, Ярославля, опасаясь что город просто вымрет, даровали городу и окружавшим его монастырям многие налоговые, земельные и торговые привилегии.

Однако с 18 века торговые пути обошли город стороной, и он превратился в небольшой провинциальный городишко. Волга здесь не баловала стабильной судоходностью, летом её можно было во многих местах перейти вброд, последним крупным портом стал расположенный ниже Рыбинск.

Вход на территорию Угличского кремля.
Вход на территорию Угличского кремля.

Однако в двадцатом веке город вновь обрел стратегическое значение. Здесь было решено построить первую из крупных и вторую географически ГЭС Волжского каскада – Угличскую ГЭС (формально первой Волжской ГЭС является построенная в 1937 году Иваньковская, с мощностью в 25 МВт). Станция должна была обеспечить энергоснабжение столицы в любых условиях, в том числе в условиях нехватки топлива или разрушения других электростанций. И именно такую роль она и сыграла.

Так выглядит Угличская ГЭС сегодня
Так выглядит Угличская ГЭС сегодня

Строительство Угличской станции связано с множеством героических и трагических событий. Окончательно план строительства ГЭС, который прорабатывался с 1932 года, был утвержден только в 1935. Тогда было решено выбрать створы именно напротив городов Углич и Рыбинск, до того рассматривалось строительство ГЭС в Мышкине, Калязине и Ярославле. Для строительства станции был организован специально «Волголаг» - ударные темпы строительства достигались, во многом, благодаря тяжелому труду заключенных. Однако и свободные инженеры и конструкторы станции жили на условиях военного времени – это был настоящий «трудовой фронт».

так строилась Угличская ГЭС
так строилась Угличская ГЭС

Трагичным было и то, что из зоны затопления Угличского водохранилища пришлось отселить более 26 тысяч человек. Далеко не всегда это происходило добровольно – людям непросто было смириться с потерей земли на которой выросло не одно поколение их предков. Упорно держится слух, не подтвержденный впрочем ничем, о двух сотнях приковавших себя к домам крестьян, ушедших под воду со своим имуществом. Технически слух очень сомнительный – наполнение водохранилища длится многие месяцы, просидеть все это время на цепи – трудновато. Было затоплено множество архитектурных памятников, пахотных угодий, вырублены леса… Взамен – судоходная Волга и электроэнергия. Подробнее об этом я расскажу в одном из следующих выпусков, а если кого-то мой опус сподвигнет к поездке в Углич – обязательно зайдите в музей гидроэнергетики, расположенный прямо на территории станции. Не покривив душой скажу, что несмотря на небольшие размеры – это один из лучших и интереснейших музеев страны.

Рабочее колесо гидроагрегата Угличской ГЭС
Рабочее колесо гидроагрегата Угличской ГЭС

Как бы то ни было – станцию удалось пустить в 1940 году, и она обеспечивала столицу энергией в самое трудное время.

Сейчас Углич – уютный и удобный туристический центр. Множество гостиниц с нечастым для российской провинции высоким уровнем комфорта и относительно невысокими ценами. В городе можно отведать и купить знаменитого Угличского сыра и молочных продуктов – здесь расположено целое НИИ сыроделания, знаменитые часы «Чайка» (правда от огромного завода остался только один цех), прекрасные картины угличских художников. Отличным подарком будут часы с картинами местных мастеров на циферблате. Историческая постройка города неплохо сохранилась. Прогуливаясь по городу можно воочию увидеть древние церкви и монастыри, заглянуть в уютные дворики, почувствовать атмосферу российской провинции.

Как я уже написал - из столицы добраться до города можно часа за три на машине. Из Ярославля – и того меньше. Существует множество теплоходных экскурсий по Волге, которые включают Углич. В летний сезон иногда от берега до берега Волги «паркуются» здесь теплоходы.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic