starina_mike

Categories:

Откуда пришел Дед Мороз: традиции празднования Нового Года на Руси

Конец декабря в сознании современного россиянина прочно ассоциируется с «новогодними праздниками» под которыми большинство подразумевает празднование прихода Нового года, люди верующие вспоминают про Рождество и все сходятся в том, что непременными атрибутами праздника являются ёлка, подарки и, конечно, Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой.

Как то так представляет большинство россиян традиции Нового Года
Как то так представляет большинство россиян традиции Нового Года

Причем в сознании большинства все это является «чисто русской» и даже «древнерусской» культурой.

Между тем ни один из перечисленных атрибутов не является ни исконно русским, ни, тем более, древним.

Давайте разберемся.

Наши предки, славяне-язычники праздновали новый год преимущественно весной – в день весеннего солнцестояния, по нынешнему календарю где-то 22 марта: это вполне естественно для сельскохозяйственного народа, считающего год с новой пахоты. Впрочем, праздновали, и зимний солнцеворот – отсюда и обычай колядовать, сохранившийся до наших дней. Правда «дед мороз» тогда был какой-то не такой: звали его Карачун и был он злым духом, олицетворявшем смерть. Слово Карачун сохранилось во многих славянских языках: когда кто-то внезапно умирает, говорят "карачун (к н)ему пришел", так же называется рождественский хлеб в западной Украине, да и сами Коляды тесно связаны с Карачуном.

Как выглядел Карачун в представлении наших языческих предков остается только гадать. но добрым он точно не был.
Как выглядел Карачун в представлении наших языческих предков остается только гадать. но добрым он точно не был.

С крещением Руси многое изменилось и в праздновании Нового Года и Рожджества.

С 1492 года, по велению царя Ивана III праздновать Новый Год стали в сентябре – во время сбора урожая. Это было очень удобно – идеальное время для подведения итогов года и взимания податей. Кстати, европейский финансовый год заканчивается сегодня точно также – в сентябре, именно в сентябре все бухгалтеры западных компаний закрываются у себя в кабинетах и страдают головной болью, корпя над цифрами в годовых отчетах. В этот же период, кстати, празднуется Рош ха-Шана – еврейский Новый Год.

Новый Год в его современном понимании ввел человек «поставивший на дыбы» Россию в общем и целом – царь Петр I. И первый новый год с 1 января был годом 1700. Праздновали с размахом – с фейерверками, гуляниями, питием и украшательством домов еловыми ветками и прочей мишурой. В этом плане в общем, сильно ничего не изменилось. А вот украшенной елочки, и, тем более, деда мороза со снегурочкой в те времена на Руси и в помине не было.

Но елочка была на западе. Традиция украшать деревья повелась еще с празднования языческого Йоля. Христианская традиция приписывает первую именно Рождественскую ель святому Бонифацию, который срубив священный дуб, указал изумленным язычникам на маленькую вечнозеленую елочку, росшую под ним.

Устанавливать елочку в домах и украшать её начали тоже в Германии в 16 веке. По некоторым данным произошло это в немецкой Риге в 1510 году, по другим несколько позже - и первым установил у себя дома основатель Реформации Мартин Лютер.

Лютер с семьей у Рождественской ели.
Лютер с семьей у Рождественской ели.

Так или иначе, от русских традиций это очень далеко.

Однако, как вы возможно знаете, с 1762 года Россией правила династия, имевшая очень мало русской крови и, в общем-то, едва ли имевшая право называться династией Романовых. Гольштейн-Готторпская династия принесла в Россию многие немецкие традиции. Значительные привилегии, льготы по отбыванию воинской повинности, земельные наделы привлекли в Россию множество немецких колонистов – начиная со времен княгини Ангальт-Цербстской, известной как русская императрица Екатерина Великая. Кто-то из потомков этих колонистов и принес традицию рождественских елок на Русь в конце XVIII – начале XIX веков.

А деда Мороза все еще не было. Впрочем, в славянских традициях была, конечно, персонификация Мороза, и это был не только злой Карачун, но и добрый Трескунец, Морозко.Впервые образ появляется в 1840 году, после публикации сборника Одоевского «Сказки дедушки Иринея» - как Мороз Иванович. Впрочем, к Новому Году и Рождеству он пока никакого отношения не имеет.

В 1860-70-х годах подарки русским детям (богатеньким, конечно) дарит все еще святой Николай или даже Рупрехт. И только к началу двадцатого века работу по разносу подарков взваливают на ни в чем не повинного Морозко, которого уже иногда именуют и Дед Мороз.

Дореволюционный Дед Мороз все еще носит кафтан явно с плеча Санты.
Дореволюционный Дед Мороз все еще носит кафтан явно с плеча Санты.

После революции, решением реввоенсовета, Дед Мороз был отправлен на историческую родину – крайний север….шучу, впрочем. Просто, празднование Рождества объявили наследием царского режима вместе с ярким его представителем – сказочным Дедом.

Однако, в середине 30-х годов с подачи члена ЦК КПСС Постышева началось переосмысление рождественских традиций и реабилитация Деда Мороза. Вернувшись из мест не столь отдаленных, Дедушка занял прочное место в сознании всех детей Советского Союза. Работы у него стало так много, что потребовались ему и помощники – внучка Снегурочка и мальчик Новый Год, не говоря уж о зайчиках, медвежатах и прочих.

Так что нынешний. Привычный нам Дед Мороз – это в общем-то персонаж советский. Отождествлять его с какими-то русскими традициями довольно наивно. И уж тем более – с православием. Это сейчас церковь относится к ДМ нейтрально, а до революции она вполне обоснованно протестовала против замены св. Николая неким неоязыческим символом Мороза.

Еще одно замечание к празднованию «новогодних праздников». Как я уже писал раньше – везде, кроме бывшего СССР празднуется в основном Рождество. Русская Православная Церковь отказалась перейти на празднование рождества по Григорианскому календарю, тогда как гражданский Новый года празднуется именно по нему. О причинах я попробую рассказать в одном из следующих постов. Кстати, говорить «православное» рождество в этом контексте неправильно. Большинство православных церквей в мире, в том числе считающийся формально главенствующим в Константинопольский патриархат, празднуют рождество по Григорианскому календарю, то есть 25 декабря "нового стиля". На Юлианском календаре остались лишь Иерусалимская, Грузинская, Русская, Сербская и Польская церкви. Но фокус в том, что Рождественский пост, обязательный и, наряду с Великим, один из самых серьезных постов в православии – никто не отменял. Поэтому люди, празднующие Новый год по-советски – с застольем, шампанским и языческим Дедом, а на Рождество идущие в церковь – выглядят, с точки зрения оной церкви, мягко говоря – странно…

Что же до автора этих строк, то его вполне устраивает Рождество 25 декабря и веселое празднование Нового Года с замечательным персонажем Дедом Морозом. В конце концов, сказочный дед, как и я – уроженцы Советского Союза, а значит всегда найдем общий язык.

Хотите знать больше о разнице в календаря, традициях Рождества и всяких прочих Интересностях, учсаствоватьв путешествиях и приключениях - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

А еще - ставьте лайки и комментируйте!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic